Биография интересных людей презентация>>
Наш город готовится к 80-летию, а школа к 70-летнему юбилею. И потому мы работаем над темой «Выдающиеся люди школы, города, республики». И вот сейчас об одном из них пойдет мой рассказ.
В начале пятидесятых годов учились в нашей школе три юноши, три родственных души. Объединяло их одно большое увлечение – любовь к рисованию, и первые уроки рисования они получали у одного учителя, Луппова. Это Леонид Суртаев, Владимир Запрудаев и Стаценко, мать которого вела в школе немецкий язык.
Один из друзей, Леонид Суртаев, стал художником по гобеленам, Запрудаев Владимир – художником- портретистом, художником – пейзажистом. Стал художником и Стаценко, окончивший Ленинградскую Художественную Академию, где и остался работать.
В декабре 2007- года исполнилось бы Владимиру Запрудаеву 70 лет, но к великому сожалению, жизнь трагически оборвалась на взлете творчества. В 1991 году он разбился, упав с кедра. А ведь был он еще и хорошим спортсменом, крепким и сильным, спортивного склада, но, наверное правда, есть судьба…
Вот об этом замечательном человеке, художнике я и хотела бы рассказать.
Родился он 31 декабря 1937 года в поселке Калычак, Турочакского района в простой крестьянской семье. Отец , Даниил Александрович, ушел на фронт и погиб за Родину. Был он командиром взвода в танковых частях
Мать, солдатская вдова, одна растила сына. Была она безграмотная женщина. По воспоминаниям снохи, Запрудаевой Валентины Ивановны, была Наталья Макаровна очень доброжелательной, порядочной, спокойной, работящей женщиной.
Рисовать Володя начал с четырех лет. И первые уроки рисования проходили углем на печке. Мать только забелит – сын снова рисует. Когда учились в школе, вспоминает Л. Суртаев, и бегали учиться рисованию, то у Володи картины масляными красками получались лучше.
В школьные годы Володя увлекался не только рисованием. Параллельно он очень любил спорт. Занимался акробатикой, боксом, футболом, участвовал в соревнованиях по этим видам спорта, иногда даже в ущерб урокам. Но уроки рисования Володя никогда не пропускал.
Вот на фотографии Володя Запрудаев с грамотой и кубком по акробатике. Удивительно, что в домашнем архиве Запрудаевых сохранилась и фотография его тренера по акробатике Н. Емельянова. Вот фотография акробатической команды Горно-Алтайской области. Были среди них и чемпионы.
Спорт не забывал Владимир Данилович и в зрелые годы, уже будучи художником; в его художественной мастерской всегда находилось место гантелям, были и гири по 16 и более килограммов.
А вот свою любовь к рисованию он не бросает и на службе в армии , о чем говорит нам вот это фото.
После армии В. Запрудаев учится в Московском полиграфическом институте, на заочном отделении факультета Художественное отделение печатной продукции, где по рисунку он выполнял все работы на отлично
В 1975 году Владимир Данилович был принят в Члены Союза Художников СССР. Он – участник многих областных, краевых и зональных выставок.
Основные направления его творчества – портрет, , станковая картина. Тема – жизнь алтайского народа, его труд, отдых. Герои его портретов – жители Горного Алтая. Он был и оформителем книг алтайских поэтов и писателей.
Сегодня 7 его картин находятся в Бийске, в музее им. Бианки. Его картины выставлены в г Новосибирске, Красноярске, Барнауле, Москве. Еговыставка была и в Туве.
Первый его рисунок появился в журнале «Клуб художественной самодеятельности» - «Бабушка Арина с трубкой» в 1956 году. В 1973 году в журнале «Художник» помещена была картина «На стоянке», где была напечатана статья «Художники Горного Алтая».
Владимир Данилович дружил со всеми художниками Республики Алтай, но особенно доверительными и близкими были отношения с Владимиром Чукуевым и Игнатом Ортонуловым.
Жизнь художников в России, в том числе и Горно-Алтайске, в начале 90-х годов стала непростой, и Владимиру приходилось часто заниматься оформительской работой, что его, конечно , угнетало, ведь хотелось творческой, настоящей работы. Да ущемлялось и мужское достоинство: он отец, глава семьи, он должен быть опорой. Его, конечно, всегда понимала и поддерживала его верная подруга жизни, Валентина Ивановна Запрудаева. Когда приходилось бывать в командировках в Москве, она зачастую везла оттуда тяжелую сумку с красками, кистями.
А ведь надо еще и холст купить, выезжать на этюды, оставляя семью… Да, поистине непроста жизнь художника, поэта, композитора. « Это все его гнобило «,-вспоминает Валентина Ивановна. – Был он очень честным и чистым человеком. Терпеть не мог несправедливости».
25 декабря 1997 года в преддверии Нового года в залах национального республиканского музея имени Анохина открылась персональная художественная выставка, посвященная его 60-летию. Очень жаль, что это уже без него.
«Судьба подлинно художественных произведений – раскрывать свое содержание во времени, духовно обогащать и нравственно очищать людей. Таково призвание настоящего искусства, искусства нужного, необходимого и духовно востребованного человеческим сердцем, искусства, созданного настоящими художниками, настоящими людьми! Такими, как Владимир Данилович Запрудаев,- честный и чистый человек, талантливый живописец, зрелый мастер и великий патриот! Потому что главная, основная и определяющая суть творчества Владимира Запрудаева – это любовь! Любовь к Алтаю, к его людям, к его героям, к его доброте, мудрости и чистоте!» - Вот так пишет о Владимире Зпрудаеве в газете «Звезда Алтая художник Ю. Федотов, сопровождая эту выставку. Толькл очень жаль, что этого не видел и не слышал сам художник.
В картинах художника мы видим портреты и тематические картины,этюды и пейзажи раскрывают светлый и поэтический образ родной земли, ее жителей,ее духовную суть.
Селения, избы, юрты,отары, озера, горы, кедры, травы, цветы смотрят с картин, как живые.
Все неразрывно, едино, уникально, неповторимо и глубоко национально. Человек, как живое и возвышенное творение, в живописных полотнах в неразрывной связи с природой, родиной, вселенной.
Вот таков портрет Бориса Укачина, написанный в семидесятые годы. Поэт прилег на ковыльную траву. Светит солнце, чистый воздух, стрекочут кузнечики – так живет и дышит родная земля. Поэт прислушивается к этой музыке природы,он ощущает себя и чувствует себя органично связанным с каждой степной былинкой. И зрителю становится понятно – так в гармоничном слиянии человека и природы Алтая поэт слагает поэму любви.
Вот еще картина «Табунщик», раскрывающая неразрывную связь человека и природы. Написана она в 1983 году.
Вечереет…Солнце уже спустилось за горы, но лучи его еще освещают вершины гор. Закончился трудовой день. Притих табун, и вся земля в каком-то свечении, ласковом и теплом.
На переднем плане молодой табунщик – алтаец. Большими, натруженными пальцами он держит тоненькую травинку и о чем-то глубоко размышляет. Наверное, о том, что хорошо быть молодым, жить на благословенной земле, любить, растить детей, трудиться и честно шагать по жизни. О месте человека под солнцем, о смысле бытия, о бренном и нетленном рассказывает эта картина.
На выставке были и другие работы, но любимым жанром художника был пейзаж. Красота родного Алтая была неразрывно связана с Катунью. Этой алтайской богине художник посвятил целую серию своих работ.
Катунь художник писал осенью и весной, зимой и летом. В любую погоду, в любое время назодил он ее первозданную прелесть и красоту. Тихие заводи и звонкая быстрина этой необыкновенно живописной реки живут на его картинах. Особенно интересны Катунские пейзажи, выполненные им в последние годы. Одна из них «Катунь в весенний ледоход». На другой картине Катунь в пору цветения маральника. Вся сверкает, переливается, пенится и шумит. Бьется сердито и грозно в недвижные скалы.
Вершиной художественных откровений мастера стала тема «Святыня Алтая». Над этой темой художник Запрудаев работал два года жизни, страстно и самозабвенно, словно знал, что жить осталось совсем немного…
Именно в этой серии он старался выразить представление о высших ценностях мира, о смысле жизни, о времени, о вечности. «Корона Алтая»- одна из его пейзажных работ, написанных в 1990 году. Мы видим гигантские горные хребты, суровые каменные лики. На них лишь растут кедры, да гнездятся орлы над бездной. В царственном обличии предстает перед зрителем Горный Алтай. Спокойные светлые лучи высвечивают снега и ледники.
На другой картине этой серии открывается взору в своем потрясающем блеске и величии державный Юч-Сюмер, у подножия которого плывут облака, обволакивая ущелье. Здесь все живет и дышит трепетом жизни. Робкий шорох трав, шум облаков и музыка ветра. Смотришь на эти полотна, и душа очищается и светлеет, сливаясь с миром, чистым и высоким.
Трепетная любовь художника к родному краю в каждом его наброске, в каждом этюде, и в законченном полотне – во всем звучит возвышенный гимн Алтаю – его величию, мудрости, доброте и бессмертию.
В статье Дмитрия Горбунова в газете «Правда» за 18 декабря 1991 года, написанной по горячим следам после трагической смерти художника, упоминается, очевидно, о последней картине о Телецком озере. Мастер задумал написать об этом легендарном озере новую картину, когда по нему гуляет коварная « низовка». И это ему удалось, как сам он оценил: «Зажурчала!» Это, поистине, монументальное полотно, где Телецкое озеро предстало взору зрителя совершенно иным, - величественным и грозным, в котором скрыты немереные силы.
Вот уже шестнадцать лет нет этого замечательного художника, Владимира Даниловича Запрудаева. Нелепейшая случайность оборвала нить его жизни. На самой высоте художественных откровений прервался его полет, но искусство его осталось жить, потому что в картинах незримо живет душа создателя, бьется и дышит беспредельная любовь к родному Алтаю.