Павел Кучияк родился (1897-1943) в горном урочище Куюм. Его родители были бедняки. Детство писателя прошло в нищете и нужде, он батрачил, жил в людях. В 1916 году был мобилизован "по царскому указу" на работы в Белоруссию в район Бобруйска.
После Октябрьской социалистической революции посвятил себя борьбе за новую жизнь, работая в комитете бедноты, агитатором, секретарём комбеда. В 1925 году его направили на учёбу в Коммунистический университет трудящихся Востока. В Москве он познакомился с образцами художественной литературы, изучил теорию марксизма-ленинизма, расширил свой политический кругозор. Там же он пробует своё перо. В 1928 году он пишет стихи и начинает поэму "Арбачи", которую завершил на Алтае в 1932 году.
Вернувшись на Алтай, Павел Кучияк становится кочевым агитатором и пропагандистом, возглавляет "Красную юрту". С 1931 он - преподаватель в областной совпартшколе. Летом 1933 году Павел Кучияк вместе с А.Л.Коптеловым, собиравшим материал для своего романа - "Великое кочевьё", предпринял поездку по всем аймакам Горного Алтая. Именно под воздействием Коптелова им написаны первые рассказы "Сирота", "Ямы", пьесы "Борьба" и "Петля", в которых автор разоблачает врагов советской власти, и открывает глаза беднякам на социалистическую новь.
В 1934 году Павел Васильевич Кучияк избирается делегатом на первый съезд советских писателей; по окончании съезда он в числе сибирских писателей был принят Алексеем Максимовичем Горьким (Пешкой).
В 1934 году Павел Васильевич Кучияк совместно со сказителем Табы Юдоковым создал поэму-легенду "Зажглась золотая заря"; его открылась книга "Творчество народов СССР", изданная в 1936 году под редакцией А.М. Горьким. Благодаря П.В. Кучияку был выявлен знаменитый народный сказитель Алтая Николай Улагашевич Улагашев. С помощью П.В. Кучияка были изданы образцы алтайской народной поэзии "Алтай-Буучай", "Малчы-Мерген", "Алтын-Тууди" и др. П.В. Кучияк - автор повестей "Аза-Ялан", "Тайчи", пьес "Оролор", "Чейнеш", "Два гвардейца", украсивших репертуар национального театра. "В горах Алтая", очерковая книга "Первые гости". Характеристика поэтической деятельности писателя будет неполной, если не скажем о П.В. Кучияке, как о собирателе и исполнителе устного народного творчества алтайцев, талантливом актёре и музыканте. О нём в народе "Возьмёт в руки ружьё-охотник, возьмёт перо-писатель, возьмёт топшур-певец".
В суровые годы войны писатель неоднократно обращался с просьбой направить его на фронт, но всякий раз медицинская комиссия признавала его негодным к строевой жизни из-за болезни. Он вновь брался за перо и продолжал писать стихи, посвящённые героям войны, своим сыновьям, которые в то время были на фронте. Поэт отвечал письмами-стихами на письма своих сыновей. Болезнь всё-таки подкосила здоровье П.В. Кучияка. Он умер в 1943 году 2 июня, не дождавшись Великой победы. Творчество Кучияка - пример служения своему народу, делу строительства коммунизма.
Из глубины души поэта идут вдохновлённые слова о великом человеке, который указал простоту, обездоленному народу путь к освобождению и счастью, о вожде и друге бедняков - В.И. Ленине. Поэма завершается словами, сказанными о Ленине:
Его знают повсюду и старый, и малый,
Это имя на всех языках прозвучало.
В миллионах легенд, сказок, песен, поэм.
Стихи Кучияка 20-ых годов по своему идейно-политическому содержанию соответствовали духу времени, а по своим поэтическим особенностям не отличались от песенного творчества. Влияние устно-поэтической традиции алтайского народа в ранних стихах поэта было очень ощутимо. Зато это были стихи с новым содержанием и революционным пафосом: они были наполнены призывами к борьбе с врагами революции, к строительству новой жизни, раскрывали новые, великие идеи Октября, коммунистической партии. Ранние стихи поэта носили агиционно-публистический характер и сыграли важную роль в политическом просвещением трудящихся.
В стихотворениях "Бригадир" и "Анчи" Кучияк в образных красках рисует трудные будни колхозников. Основная идея этих стихотворений заключена в том, что только свободный труд свободного человека является радостью. Он возвышает и облагораживает человека.
Доминирующий темой в поэзии Кучияка является родной край, воспевание красоты и величия Горного Алтая. Таковы его стихотворения "Алтай", "Чемал", "Катунь", "Аркын", "Алтын-Кёль" и другие. Но в этих ситуациях ясно ощущаешь социальный смысл. Это не только любовные красоты, родной природы, но в них раскрывается глубокое социально-политическое содержание. Властелином природы становится свободный человек; Если раньше он был подвластен ей, то сейчас, "Алтай", описывая прошлого своего края, поэт говорит:
Ты и в прошлом, помню, был красив,
Но утром, задумчив, молчалив,
И сокровища в груди своей
Ты хранил, как тайну от людей.
А теперь Алтай совсем другой:
Тот пастух, что был нуждой томим,
Нынче стал хозяином твоим,
Для него ты широко раскрыл
Все, что в недрах прежде ты хранил.
Поэт, прозаик, драматург, актер, певец и музыкант - таков обширный круг деятельности Павла Васильевича Кучияка. Личность редкой одарённости, он олицетворял собой едва ли не все виды национального искусства родного народа. "Вся его жизнь, его личный облик - отражение тех грандиозных перемен, которые принесла народам нашей страны Октябрьская революция. Перед каждым народом открылись возможности всестороннего развития, и самые одарённые представители этих народов потянулись к свету, знаниям. Помогая расти своему народу, они вместе с тем вносили свой вклад и в сокровищницу мировой культуры", - пишет об алтайском писателе академик Николай Максимович Дружинин.
Прошло много лет, а значение П. Кучияка становится всё ярче и весомее. Об этом свидетельствуют издания произведений писателя, статьи и исследования о его жизни творчестве, воспоминания тех, кто знал его, любил и гордился его дружбой. Одно из стихотворений Кучияка "Она":
Она неподвижна у речки шумной
Одна сидела не первый день...
Кто знает, какие на сердце думы
У ней проплывали как облака тень.
Она две косы распустила чёрных-
Под гребнем, пряди свивались в кольцо...
Я задал вопрос ей, она упорно
Молчала, пряча своё лицо.
Я подошёл и, улыбки не встретив,
Песню запел - в ней звучала страсть!
Она повернулась, и я заметил,
Что к песне без гнева она отнеслась.
Рядом почти я стоял с недотрогой...
Но вот, неприступности гордой полна:
-Путник, идите своей дорогой!...-
Мне равнодушно сказала она...
Кучияк справедливо считается зачинателем алтайской письменной литературы. Основной характер его творчества хорошо определил Н.А. Баскаков в своей работе "Алтайский фольклор и литература". В его честь названа улица. И наша школа находится на этой улице.
История улицы Павла Кучияка
Лето... 1997 год. Во дворе нашей школы праздник улицы имени Павла Васильевича Кучияка, и посвящён он был 100-летию со дня рождения основоположника алтайской литературы. Было много гостей, были дети и внуки Павла Васильевича, старожилы улицы, выставка умельцев. Наш клуб "Поиск" также оформил на выставку материал о Кучияке, из того что имели.
И вот тогда Зоя Сергеевна Казанцева нам посоветовала написать историю своей улицы.
Начался сбор материала; беседы со старожилами, родственниками писателя, чтением некоторой литературы по истории города. Много нам удалось узнать интересного, поближе познакомиться с необыкновенными людьми семьи Кучияков, очень душевными и открытыми; мы встречались с ними, записывали их рассказы.
Что же нам удалось узнать по истории нашей улицы? Какой она была, как называлась, какие люди жили на этой улице? Почему улице присвоено имя П.В. Кучияка?
В письме нашей выпускницы 40-х годов Киреевой Л.А. мы читаем: "...строилась наша школа на улице Карагужинская, и казалась нам огромной т.к. домики на улице были маленькие... Я помню ещё, что на нашей Карагужинской улице жил сказочник Кучияк. Он жил где-то ближе к потребсоюзу. Мы, ребятишки, к нему бегали сказки слушать про зайцев, лисиц, медведей, волков и всяких птиц..." ...а в городе тогда было немного даже двухэтажных домов..."
Выпускница 1943 года, Казанина Мария Алексеева в конце своего письма пишет: "...кстати, с сыном П. Кучияка, Маратом, я училась в одном классе."
Итак, улица наша вначале называлась Карагужинской, очевидно, потому что по ней ходили в с. Карагуж. Домики сочли маленькие, деревянные, школа казалась огромной и стояла на самой окраине города, о чём пишет и академик, доктор педагогических наук, профессор из Москвы Сластёнин Виталий Александрович. Он выпускник нашей школы 1945 года: "Когда в конце Карагужинской (ныне Кучияк) улицы строиласьновая школа, она нам, колхозным мальчишкам и девчонкам, казалась гигантским сооружением."
Старожил Киреева Р.Т. вспоминает. "Жили мы в те годы по ул. Карагужинская №75. Улица наша была очень грязная. По ней гоняли табуны коров, на них же возили сено, солому. Весной всё это вытаивало, превращалось в навоз и грязь. Всё это месиво было от забора до забора. Ходить можно было только резиновых сапогах. Об автобусах даже и речи не было. Ходили пешком по городу, в Кызыл-Озёк и Майму. Праздником было, когда засыпали гравием и построили деревянные тротуары, год точно не помню, но конец 40-х и начало 50-х.
И только в конце 70-х, а точнее в 1978 наконец-то положили асфальт, и наша улица преобразилась. Теперь я живу по улице П. Кучияка №88.
А в прошлом году мы отметили 45-летие нашей улице. Проводили этот юбилей в школе. Из старожилов были Овсянникова Нина Сергеевна, Кузлеков Степан Павлович - кавалер ордена Суворова, дочь Павла Кучияка Роза заслуженный работник культуры. Карпова Мария Евгеньевна, прожившая на улице 49 лет, Дедина Татьяна Михайловна, всю жизнь прожила на улице Кучияк.
Все они поделились воспоминаниями, а мы узнали много интересного. Так, оказывается, что за школой в далёком прошлом была территория колхоза "Трудовик". Мы с интересом узнали, что колхозники садили на своих полях 7 га. капусты, 2 га. помидор, 10 га арбузов. Выращивали лук, батун. Там где сейчас сквер, была базарная площадь, где стоял ларёк и у колхоза "Трудовик" где они продавали свою продукцию. И рассказал об этом бывший председатель Кузлеков.
Кормина Мария жила рядом с Дедиными в маленькой избушке, а из жердей и палок построили сарай. Там держали корову. Жила эта женщина очень бедно. В то время в город приехал молодой художник Запрудаев с матерью, жить было не где, и Кормина их пожалела, приняла к себе в избушку пожить, трудно представить, где они там спали все.
Вот рядом с Шипуновыми живут Сергеевы, сейчас уже остался один дедушка, ему скоро сто лет. Ухаживает за ним сын младший, Виктор, и его жена. Давно живут Киреевы, Курнаевы, Крушиповы, Сергеевы.
Вот напротив нашего дома была начальная школа когда-то, а потом в этом доме жили учителя: Патапова Лариса, Рожнева Анна Ивановна с сыном. Около Усольцевых живут Манеевы, я помню, что бабушка была очень властной.
Дедина Мария Сергеевна, мать Алексея Корниловича строила вашу школу, она была в той бригаде, которая строила все школы и Дом советов.
Улица Карагужинская была такая грязная, что Морозова Е.И. шла в школу за домами по горам, потом в избушке у Начинавых снимала те грязные сапоги, одевала туфли спускалась в школу.
Кузлеков Степан Константинович родился в г. Ойрот-Тура, ул. Карагужинская №19. Наши соседи: Щетинин Павел Дмитриевич, Шанин Алексей Иванович. (это по той стороне, где жил Кузнецов). Напротив жил Суртаев Иван Ильич.
На месте, где стоит школа №8 жил Табакаев Софрон Иванович - колхозник колхоза "Трудовик". Было у него 2 сына - Алексей и Николай и 3 дочери. А ещё был дом Поповых. Напротив этих домов была контора колхоза "Трудовик", потом контору на краю за домами построили новую в 1934 году.
Организатором и первым председателем колхоза был Сластёнин Фёдор Тимофеевич. Потом председателем был Белов Степан Иванович. Сластёнин Александр Тимофеевич - кладовщик. Бригадир Чевалков Павел Андреевич и дал нам список Колхозников.
В 1928 г. З. Рихшер (журналистка), которая приезжала на Алтай, в предисловии "От автора" к журналу "Алтай" пишет: "...Здесь записано только то, что я видела в эти незабываемые годы." И что же она видела тогда, в 1928 г. в Ойротии? "В Ойротии нет городов. Столица области - большое, невылазно грязное село Улала. Какая бы нистояла погода, в Бийском округе, в Северной части горного Алтая, в Улалинском р-не дня не проходит без дождя. ...Когда въезжаешь в село Улала, раскинувшееся в низине, окружённое горами, то там будто погружаешься вместе с бричной в лимонные грязи. Свойства улалинской грязи - никогда не просыхать. Даже в самую жаркую пору улицы Улалы непроходимы... Центр Улалы начинает принимать вид уездного города, но улалинский коммунхоз ещё не добрался до окраин села и дворов, по-прежнему утопающих в навозе. Нет и водопровода. Люди пьют воду из Улалы и Маймы, и потому многие болеют."
Улица П.Кучияка, на которой стоит наша школа, сегодня заасфальтирована, есть тротуар, и нам трудно поверить в то, о чём мы прочитали.
12 марта 1957 года улица Карагужинская переименована в улицу им. П.В. Кучияка, - первого классика алтайской литературы.
В 60-е годы улицу засыпали гравием и постелили деревянные тротуары. И, наконец, в 1978 году на улице положили асфальт.
В 1939 году на окраине города вступила в строй вновь построенная школа №8. А по улице им. П.В. Кучияка ходят сегодня автобусы №3, 117, 121, 122.
вверх