Как точно подходят эти слова к человеку, о котором очень хочется рассказать, с которым хочется всех познакомить. Очень скромный, доброжелательный, светящийся добротой Павел Иванович Богомолов приветливо встретил нас в своей мастерской. Скульптор, не без участия которого все прекраснее становится за последнее время лицо нашего города. А город наш поистине, приобретает черты настоящего культурного центра со своим неповторимым внешним видом. Памятные мемориальные доски, бюсты, скульптурные композиции, созданные Павлом Ивановичем Богомоловым в супружеской гармонии с Галиной Павловной Махринской не просто радуют глаз горожан и гостей города, но и создают особую, неповторимую атмосферу трепетного и бережного отношения к истории родного края, глубокого уважения к людям, которые жили и работали здесь много лет тому назад.
Г.П. Махринская и П.И.Богомолов - творческая супружеская пара. Они - члены Союза Художников СССР. В наш город приехали и 1986 году из Киева после Чернобыльской аварии и трудятся здесь уже 20 лет. Очень много своих творений они оставили на Украине, где проработали 15 лет.
Итак, мы в мастерской П.И.Богомолова. Очень много здесь скульптур из гипса, керамики, камня, дерева, бронзы. С разными материалами работают они с Галиной Павловной. Много о них можно говорить, но рамки времени ограничивают, и сегодня рассказ пойдет больше о Павле Ивановиче, хотя отдельно о них говорить очень непросто.
«Все женское, изящное, материнское,- говорит Павел Иванович,- это работа Галины Павловны, она воплощает все лучшие женские черты». И действительно, в мастерской на полках очень много скульптур женских: мать с ребенком, с детьми, вот стройная изящная фигурка молодой девушки…
Здесь же мы увидели в миниатюре скульптурную композицию «Аленушка и Ырысту». Пять лет понадобилось этой супружеской паре для воплощения в жизнь этого эскиза.
В центре мастерской знакомый нам бюст Вениамина Чевалкова, нашего выпускника 40-х, полного кавалера ордена Славы. Из рассказа П.И. Богомолова узнали, что из деревьев для изготовления скульптур хороши орех, груша. Узнали, что для керамики лучше идет белая глина - она не меняет цвета при обработке.
Откуда пришло это увлечение?
Павел Иванович Богомолов родился 30 ноября 1944 года в глухой, затерянной в Донских степях деревне Воронежской области Красный флот. До революции она носила имя ее основателей - Богомолово.
Его семьи коснулись и сталинские репрессии, и тяжесть послевоенных лет. Но, не смотря на всю суровость жизни, которая с детства испытывала его на крепость, в душе, как зерно, прорастала тяга к прекрасному. Было огромное желание стать художником. В 12 лет он поступает в Киевскую республиканскую художественную школу. Затем служба в армии и учеба в Киевском художественном институте.
После окончания института в 1973 году начинается большая плодотворная творческая работа. Участвует в республиканских и всесоюзных выставках, где получает высокие оценки коллег и искусствоведов. В итоге в 1977 году Павел Иванович был принят в члены Союза художников СССР. Для любого художника это признание его мастерства и высокого профессионального уровня.
Талант П.И.Богомолова проявился в разных сферах. На украинской земле среди памятников жертвам Великой Отечественной достойное место заняли монументальные произведения П. Богомолова «Расставание»- скорбная фигура матери, приникшей к сыну, уходящему на фронт. «Салют Победа» и др.
Особенно проявил себя П.И.Богомолов в Киеве, как замечательный портретист. Именно в портрете скульптор высказывается в полную силу своего таланта. Первой его работой в этом плане стал « Портрет жены»(1977г.). И эту работу можно назвать одной из лучших работ. Далее «Портрет Н. Островского», «Портрет Януша Корчака»… В дереве созданы «Портрет современницы», «Илья», в шамоте и дереве портрет сына «Тарас»(1985г.)
На вопрос: где вы берете темы своих работ, Павел Иванович ответил: «Композитор, где берет темы?- Из мелодии души. Так и мы, из окружающей нас жизни, из истории, у людей, событий».
Если и в работах Галины Павловны выражены лучшие женские черты, то в скульптурных портретах Павла Ивановича, напротив, представлены мужественные, сильные - и в то же время одухотворенные мужские характеры. Большая серия работ посвящена военной теме.
Многие годы скульпторы жили на Украине, поэтому большинство работ осталось там: в музеях Киева, на его площадях и улицах, во многих городах и селах Украинской земли.
Все, чего достиг мастер за годы работы на Украине, в полной мере раскрылось уже в Горном Алтае.
Первой работой, выполненной художником в Горно-Алтайске, стал портрет М.И.Калинина, имя которого и те годы носила областная библиотека, 1987год. Образ «всенародного старосты», созданный Богомоловым, напряжен, сосредоточен. Он как будто переживает глубокую внутреннюю трагедию, сохраняя при этом внешнее спокойствие и чувство собственного достоинства. К сожалению, горно-алтайцы и гости города сегодня увидеть не могут. Вскоре библиотека была переименована, портрет убран и находится в запасниках национального музея им. Анохина.
Необычна и интересна серия «Кайчи», где представлены портреты алтайских сказителей. В 1989 году в Горно-Алтайске состоялось открытие памятника, созданного П.И. Богомоловым - бюста народного сказителя Н.Улагашева. Его по праву можно считать одной из лучших работ художника. Его образ как бы выходит из мраморного монолита, что придает ему особую силу и цельность. Глаза кайчи не видят окружающего мира, они обращены внутрь себя. Он - хранитель народной мудрости, в его сознании - целый мир древних преданий о прошлом народа. Его рука прижимает к себе гриф топшура, алтайского музыкального инструмента. Памятник удачно установлен в окружении темных пихт. И сегодня он напоминает нам о бездонной сокровищнице народной культуры.
Очевидно, очень помогает художнику так мастерски показать сущность каждого портрета то, что он использует и архивные материалы, и фотографии, и воспоминания. Личность «кайчи» Улагашева и судьба интересны скульптору. Вначале был сделан гипсовый бюст, он и сейчас есть в мастерской.
В это же время П.И.Богомолов создает образ еще одного алтайского сказителя – Алексея Калкина. Портрет выполнен в технике гальванопластики. Позировал сам кайчи. Вызывает восхищение не только портретное сходство. В этом образе воплотились такие качества, как пытливый и острый ум, сила характера и глубокая мудрость этого человека. Сегодня бюст А.Г.Калкина находится в селе Паспорта, на родине сказителя.
В 1993 год – год 60-летия Лазаря Кокышева, и в октябре состоялось открытие мраморного бюста перед зданием республиканской универсальной научной библиотеки. А в 1994 году на доме, где жил поэт, установлена мемориальная доска. Лазарь Кокышев – талантливый алтайский поэт, которого называют алтайским Пушкиным. Сколько бы еще написал для своего народа этот поэт!? Он неплохо и рисовал – есть его наброски: автопортрет, портрет жены и дочек, азбука в картинках.
На этом же доме памятная доска Георгия Кондакова, литературоведа, поэта, который родился, жил и работал в Горном Алтае. Писал стихи о родной природе, любви, трудном военном детстве. Портрет талантливого поэта, наполненный в мраморе П.И.Богомоловым, полон жизни. Он сродни поэзии самого Г.Кондакова – лиричен, вдохновенен.
1990 год. Памятная доска на старом здании университета Сазону Саймовичу Суразакову, ученому-фольклористу, кандидату филологических наук, первому алтайскому профессору, поэту и прозаику. Здесь автор создал образ ученого-интеллигента, посвятившего свою жизнь науке.
В 1998 году в районе гардинно-тюлевой фабрики и результате строительных работ были обнаружены останки жертв политических репрессий 30-х годов. Их перезахоронили на старом кладбище, а на месте страшной находки прошло открытие памятника жертвам политических репрессий, созданный Богомоловым. Из расколотой надвое гранитной глыбы, подобно молодому ростку, вырвался наружу деревянный православный крест. Он – символ вечной жизни и вечной памяти о безвинно убиенных людях.
И, наконец, в 2003 году к 75-летию г. Горно-Алтайска в центре города на известном всем горожанам источнике, у подножия горы Тугая установлена скульптурная композиция «Ырысту и Аленушка», созданию которой скульпторы П.Богомолов и его супруга Г.П.Махринская посвятили 5 лет. Будете у источника, вглядитесь повнимательнее, как мастерски выполнена эта композиция! Создана она по алтайской и русской сказкам. Как точно переданы образы Ырысту и Аленушки! Ырысту играет на комусе. На нем алтайская шапка и шуба, на плече сидит птичка. Ырысту – значит счастливый. Этот маленький мальчик прекрасно понимал язык птиц и зверей. Он и сам то зажужжит, как жук, то застрекочет, как кузнечик.
Аленушка стоит во весь рост, стройная русская девочка, ласкает и журит братца Иванушку, превращенного в козленочка.
Обратите внимание на выражение ее лица, волосы, сарафан – все так тонко и правдоподобно. На подоле сарафана как нарисованы цветы. Дивишься, как можно из камня создать такое чудное произведение.
Работы П.И.Богомолова находятся не только в Горно-Алтайске.
Бюст писателя Сарыг-ООла отправился на его родину, и Тыву. Бюст героя Советского Союза Д.Елеусова находится сегодня в селе Турота Онгудайского района, на родине, где их помнят.
Недалеко от Республиканской больницы, в октябре 2006 года, открыта церковь Макария Глухарева. Очень интересна архитектура этой церкви, в создании которой большая роль принадлежит Павлу Богомолову: здесь его и финансовые вложения, и физические, и творческие. Руководил строительством он сам. Его мечта, чтобы эта церковь стала украшением нашего города.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что с приездом в Горный Алтай П.И.Богомолова и Г.П.Махринской в истории изобразительного искусства Горного Алтая открылась еще одна яркая страница.
В гостях у Павла Богомолова