Муниципальное общеобразовательное учереждение
"Средняя общеобразовательная школа №8 г.Горно-Алтайска"

 

 

УЧЁНЫЙ ИЗ ГЛУБИНКИ

 

 

 

Сластёнин Виталий Александрович

 

 

Живи, терпеньем запасаясь впрок,

Пустой мечтой не меряй расстоянья,

Трудись, не покладая рук,- и в срок

Придет к тебе и слава и признанье.

 

 

Далеко за пределами  известен и славится красотой и ервозданностью наш Горный Алтай. Славится своей неповторимой природой, красавицей Катунью с ее необыкновенной красоты берегами, островками, особого цвета водой, ее жемчужиной – Телецким озером и покрытыми вечным снегом горными вершинами.

Однако не менее богат наш родной Алтай и необыкновенными людьми. Земля Республики Алтай в том числе и наша школа, стали стартовой площадкой для многих знаменитостей – людей разных специальностей. В их числе есть крупные ученые, писатели, художники, военные, выдающиеся спортсмены, учителя и т.д.

«Все мы в той или иной степени несем в себе соль и воздух, тайные знаки и «родимые пятна» своей земли. По природе я русский сын Горного Алтая», - говорит о себе один из наших знаменитостей родного города Горно-Алтайска, школы №8 педагогического колледжа  СЛАСТЕНИН  ВИТАЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.

5 сентября 1930 года в небольшом городке Горно-Алтайске, в крестьянской семье родился Виталий Сластенин. Его отец, Сластенин Александр Тимофеевич, трудился в сельхозартели «Трудовик» и «Алферово». Его уважали за справедливость, честность и великое трудолюбие, природную смекалку. Вот именно  он и  заложил

основы тех личностных  качеств, которые стали определяющими в характере сына.

О матери Виталия Сластенина, Клавди Николаевне, люди до  сих пор вспоминают с особенной теплотой. Она и своих детей и чужих в детском садике швейной фабрики учила доброте, пониманию чужой боли, состраданию и желанию помочь тому, кому сегодня плохо.

«О детстве у меня самые нежные воспоминания, хотя жизнь была непростая. С самых ранних лет подростками мы трудились в колхозе, а в годы войны заменили отцов. Довелось работать и подпаском, и в поле на пахоте и бороновании. Все делали», - вспоминает Виталий Александрович.

Случалось, что пас он и колхозное стадо в 300 коров. Работали с 5-ти и допоздна ежедневно, и в жару и в холод, помогали зарабатывать семье на хлеб.

Талант педагога у Виталия раскрылся рано. В семье было трое детей, Виталий был старшим. Ему приходилось опекать брата и сестру, рассказывать им сказки, сочинять рассказы, мастерить игрушки. А потом, с холщевой ученической сумкой с улицы Улалушинской он шагал в начальную школу №8. О новой строящейся школе он в письме из Москвы нам писал:  «Когда в конце Карагужинской (ныне П.Кучияк) улицы строилась новая школа, нам, колхозным Мальчишкам и девчонкам, она казалась гигантским сооружением».

Виталий был пытливым любознательным мальчиком, учился всегда хорошо, занимался в школе спортом: бегал на лыжах, занимался легкой атлетикой, и потом, поступив в Горно-Алтайское педучилище, продолжал и учиться отлично, и спортом заниматься. Он всегда был активистом..

В нашей школе он был секретарем Комитета  комсомола.

В своем письме из Москвы о годах учебы в школе он пишет: «Моя учеба в школе по времени с Великой Отечественной войной.. Но, может быть, именно это тяжелое испытание делало нас дружными, честными, трудолюбивыми. Не считайте это преувеличением, но правда состоит в том, что школьные уроки стали для меня подлинными уроками жизни. Самый главный из этих уроков я сформулировал для себя так: «Счастье не прилетает на призрачных крыльях везенья – счастье добывается в труде».  Среди учителей много было эвакуированных, поэтому они часто менялись. Но всегда помню свою первую учительницу, Клавдию Матвеевну Селютину. Доброе слово о ней я сказал в журнале «Начальная школа», 1981г. №4.

В 1944 году вступил в комсомол и один год был секретарем комитета комсомола.

Удивительно, что  Виталий Александрович до сих пор помнит, кто был выдающимся спортсменом и даже, кто занял первое место в беге на 800 метров.: «Самым выдающимся спортсменом-многоборцем у нас был Михаил Кречетов…  Сергей Мельников стал позднее многократным чемпионом области, города, края. Чемпионом края на 80 метров была Маша Шанина…»

В 1945 году Виталий окончил семилетку и поступил в Горно-Алтайское педагогическое училище, где встретился с человеком, который предопределил его будущее, разбудил интерес к тонкому искусству воспитания. Этим человеком был Виктор Николаевич Сорока-Росинский. Все свободное время Виталий Сластенин проводил в библиотеке, которая досталась педучилищу от Московского педагогического института им. К. Либкнехта. Там он встретился с умными яркими книгами С.Т.Шацкого.

В.Н.Сорока-Росинский был вырван из Ленинградской блокады, он был первопроходцем новой социалистической педагогики, был в то время уже старым больным человеком. Своим любознательным студентам он говорил: «Дорогие юные мои Шкрабы! Станислав Теофилович был из породы цельных, бескомпромиссных людей, которых мы называем настоящими. А настоящим людям, как известно, жить намного труднее, чем ненастоящим, так как настоящие создают, борются, думают, ищут. Ищут, находят, теряют, ошибаются, поднимаются и снова идут вперед…»

Эти слова и нам стоит взять себе в дорогу.

В 1948 году Виталий Сластенин поступил в Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина. Студенческая жизнь захватила его, и там кроме учебы он  продолжает заниматься спортом – неоднократный чемпион института, выполнил норматив кандидата в мастера спорта по лыжным гонкам. В университете у него много замечательных наставников, но главным он считает Ивана Фомича Свадовского, который еще более увлекает проблемами педагогики.

В 1952 году Сластенин закончил МГПИ им. В.И.Ленина, и в том же году поступает в аспирантуру по кафедре педагогики начального обучения. Кроме учебы и спорта Виталий Александрович очень любит журналистику; он участник создания институтской газеты «Ленинец». В газете он вел несколько рубрик и называл себя «многостаночником». А многие из его товарищей потом стали журналистами, спортивными обозревателями, поэтами.  Поэзия захватывает и Виталия Александровича, из-под его пера выходит много замечательных стихов.

В 1956 году, защитив диссертацию, 26-летний кандидат наук едет работать в Тюменский пединститут и почти сразу проректором по учебной и научной работе. В Тюмени же был принят в Союз Журналистов. Пишет очерки, печатаётся в газете «Звезда Алтая»; он – автор газеты «Тюменская правда», областного радио и телевидения, где ведет передачу «Я и время».

Кто дал ему познание в «могучем « русском языке? Привил бережное отношение к родному слову?

По словам В.А.Сластенина, все это дала ему Ольга Михайловна Чепкина, которая вела в педучилище русский язык: «Ох, как она нас гоняла, требовала!? Из-за нее только я так «возненавидел» русский язык, что стал членом журналистов СССР».

В 1966 году за высокие достижения в науке и общественной деятельности он был награжден орденом «Знак почета».

В 1969 году его забирают в аппарат Министерства Просвещения Р.Ф. Из-под его пера выходят новые научные работы по подготовке учителей разных специальностей: химии, биологии, литературы, русского языка, физического воспитания, труда, иностранных языков и другие. Он читает лекции по подготовке курсовых и дипломных работ студентов МГПИ им В.Ленина.

В это же время он сочетает административную, научную и преподавтельскую работу. Диву даешься, как может успевать все это один человек?! Ведь это под силу коллективу. Кажется, на выполнение такой огромной работы не должно хватать и суток.

1977 год – В.А.Сластенин защитил докторскую диссертацию.

1978 год – он избирается заведующим кафедрой педагогики начального обучения. В этом же году ему присваивают звание профессора.

1982 год -  избран деканом педагогической психологии высшей школы. В это же время В.А.Сластенин был удостоен  одной из самых почетных для  педагога наград – медали К.Д.Ушинского.

Член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор А.В. Мудрик отмечает, что В.А.Сластенин – яркое и неординарное явление в теории и практике педпгогического образования.

Это крупнейший российский ученый. Число трудов его достигло более 350. Создал более двух десятков учебников и учебных пособий по педагогике, большая часть которых переведена на другие языки. Его книги изданы на 20 языках: немецком, китайском, латышском, болгарском, лаосском, вьетнамском, испанском, чешском, финском, японском и других языках.

Он неутомимый труженик, одаренный организатор, воспитал мощный коллектив исследователей-единомышленников, пользующихся тоже мировым признанием.

Предметом гордости ученого составляют его ученики. Это около 200 кандидатов наук, около 50 докторов наук.

Молодежи интересно с ним общаться, т.к. он поощряет независимость суждений, самостоятельность студентов, всегда готов помочь и поддержать человека. Студенты ценят его за тонкий юмор, тактичность, скромность          Особое внимание он уделяет студентам-землякам из Горного Алтая, он помнит их и поддерживает с ними добрые отношения и связи.

Студентам-первокурсникам он как-то сказал: Никто из нас не обещает вам легкого пути… Не считайте ВУЗ лишь ступенькой в большую жизнь – это сама жизнь, основное содержание которой кропотливый каждодневный труд до седьмого пота. Иначе напрасно ждать хороших результатов в делах, которые вы будете вершить.»

Это Виталий Александрович имеет право говорить. Это Учитель многих учителей, ученых, родоначальник педагогической династии Сластениных. Жена – Елена Сергеевна – учитель биологии, кандидат биологических наук, доцент, старший научный сотрудник; старшая дочь Марина – учитель иностранных языков, кандидат филологических наук, профессор Московского технологического университета;  вторая дочь – Лариса Витальевна ( она в этом году побывала в нашей школе, в нашем музее, на Родине отца)- психолог, кандидат психологических наук, проректор по научной работе, лауреат премии Правительства Р.Ф. в области образования; зять – Михаил Дмитриевич - кандидат педагогических наук, профессор Московского университета.

Подрастают внуки и, надо думать, тоже продолжат дело своего знаменитого дедушки.

Что же главное в этом человеке?

Наверное, это широкая эрудиция, огромный1 творческий труд до седьмого пота, надежность, доступность, доброта, бережное, уважительное отношение к людям, независимо, кто они.

-Удалось ли сделать все, что задумано?- задает Виталию Сластёнину

вопрос корреспондент «Звезды Алтая».  Он говорит о том, что его сегодня больше всего тревожит. С горечью он наблюдает за тем, как одна из самых жизнестойких и обеспечивающих систем образования переживает кризис. Его очень огорчает, что за последнее время наши школьники не стали побеждать на международных олимпиадах и конкурсах. А ведь долгое время не было равных нашим сельским школьникам из Орловской, Калужской областей .

Он побывал в Зимбабве. Маленькая африканская страна, но там более 12% национального дохода идет на образование, а у нас – 0,4%.  Его душа болит о судьбах современной школы; о том, что выхолащивается гуманитарная составляющая из содержания образования, что извращается история, в загоне речевая культура. По мнению В.Сластенина, вытянуть, сохранить страну может молодежь, идущая на смену: образованная, высококвалифицированная патриотичная.

«Вот копируем Америку, но не заимствуем у них подход к величайшей ценности – патриотизму, который там воспитывается с раннего детства. У нас же стоит лишь заговорить о патриотизме, начинают упрекать в национализме. Но ведь человек без корней, без любви к Родине никогда не приобщится к мировой культуре, цивилизации», - с горечью замечает этот ученый. А ещё очень точно он утверждает, отвечая на вопросы журналиста «Звезды Алтая»:» Страна, которая не заботится о школе, образовании, не имеет будущего».

Случалось  Виталию Александровичу бывать в США, в известном Гарвардском университете, который готовит элиту США. С гордостью он утверждает, что по глубине и широте преподавания он уступает многим нашим региональным вузам, не говоря о МГУ.

Но несколько успокаивает то, что в последнее время растет конкурс в ВУЗы. А это значит – молодежь понимает: без образования, без знаний трудно жить достойно в современном мире. «Общество все больше проникается заботой о школе и потому есть надежда, что мы все-таки не позволим до конца разрушить нашу уникальную систему,»- с надеждой говорит В.А.Сластенин.

Самым главным в профессии учителя он считает ЛЮБОВЬ К ЧЕЛОВЕКУ: «Высшее для меня счастье, когда кому-то удается сделать добро, помочь найти место в жизни выпрямиться духовно – это движет всеми моими поступками и помыслами».

Вот о таком необыкновенном человеке, ученом из глубинки, Учителе учителей, нашем выпускнике, жившем и учившемся в нашем Горно-Алтайске мне и хотелось поведать сегодня. Это – гордость нашей школы, педагогического  колледжа, города, Республики и нашей страны.

Сластенин Виталий Александрович – это действительный член Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики высшей школы, Лауреат премии  Правительства Р.Ф. в области образования, Заслуженный деятель науки Р.Ф., член Союза журналистов и так далее.

И все это один человек – Сластенин Виталий Александрович – выпускник нашей школы 1945 – го года.

Закончить хотелось его стихотворением:

 

        Что значит жизнь – взмах птичьего крыла

         Иль поцелуй, дарованный украдкой,

         Извечная борьба добра и зла,

         Страстей жестоких яростная схватка?

         Одни едва влачат свой долгий век,

          Другие время прожигают праздно.

          Жизнь многолика, как и человек,

          И, как и он, она многообразна.

          Летят года, превратностей полны,

          И не успеешь оглянуться даже,

          Как дни твои давно уж сочтены,

          И у порога смерть стоит на страже.

          И некому подать тебе свечу,

          Чтоб мог ты к солнцу высветить дорогу,

           И самому искусному врачу

           Не исцелить в душе твоей тревогу.

           И некому тебя заворожить

           От хвори и от всяческих напастей.

           Так что же делать?  Просто надо жить.

           И жизнь свою ценить, как ценят счастье.

          Жить так, чтоб не погас огонь в крови,

          О том, что не сбылось, не сожалея,

          И славить жизнь, коль от твоей любви

          Кому-то стало чуточку теплее.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".